Отношение компьютера к моделированию


Да здравствует математическая модель! Итак, в наших руках электронный помощник — быстро считающий, памятливый, владеющий многими языками да к тому же способный художник-иллюстратор своего «внутреннего мира». Загляденье! Однако не будем впадать в «машинопоклонство». ЭВМ как таковая ничего не даст для познания, если…

За этим «если» стоит чуть ли не вся история познания. И не только познания, а многих других видов человеческой деятельности. «…Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове» — эти слова принадлежат К. Марксу. «Построил в голове» — значит создал мысленную копию будущего сооружения, т. е. его модель (от лат. modulus — мера, образец). Древнеримские литейщики, называвшие моделями образцы будущих отливок, подивились бы смыслу этого слова в наше время — модель автомобиля, модель экономики, математическая модель Модели и моделирование — замена объектов и ситуаций их образами — пронизывают нашу жизнь. Архитектор, создающий макет микрорайона, играющая с куклами девочка, притворяющийся умирающим Иван Грозный — все они моделируют.

Какое же отношение к моделированию имеют компьютеры? Самое прямое. Они работают с информацией. А информация об объектах, событиях, процессах уже есть некоторая их модель, их словесный, цифровой или какой-либо иной «портрет».

Однако информация информации рознь. Выданная отраслевой информационной службой неутешительная сводка, разумеется, полезна руководителю. Но ему, как правило, этого мало. Он хотел бы знать, что делать дальше, т. е. иметь существенно новую информацию. Это еще более справедливо для процесса познания, главная цель которого — как раз получение новых знаний. Кроме того, модель надо еще создать и, наконец, «донести» до компьютера так, чтобы он смог с ней работать. Только после этого ЭВМ может стать инструментом познания.


Комментарии запрещены.




Статистика