Значение общенаучных средств познания в сближении научных дисциплин разных типов
Одним из самых очевидных и, вместе с тем. Значимым проявлением интеграции науки выступает неуклонное возрастание сближения различных научных дисциплин. По характеру предметной области научные дисциплины делятся на:
— общественные, гуманитарные
— естественные, математические
— технические
— медицинские
Иногда представляется, что такая дифференциация вытекает из природы изучаемого объекта, и поэтому стремление к синтезу научного знания обречена на неудачу.
Опровергая такую позицию, немецкий физик Планк говорил: «Наука представляет внутреннее единое целое. Ее разделение на отдельные области обуславливается не столь природой вещей, сколько ограниченностью человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию — социальным наукам. Цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу».
Объективную основу сближения научных дисциплин составляет единство
материального мира.
Существует три основных вида синтеза знаний:
1. внутридисциплинарный — в рамках одной дисциплины.
2. внутренний — охватывает ряд дисциплин внутри одного комплекса наук.
3. внешний — объединение в каких-то аспектах дисциплин различных комплексов наук.
Одна ИЗ важнейших функций общенаучных средств Заключается в переносе Знаний ИЗ одних отраслей науки в другие, благодаря чему осуществляется своеобразная коммуникация между различными научными дисциплинами. Переносимое Знание качественно перерабатывается, внутренне изменяется и в результате порождается новое Знание с учетом специфики той отрасли науки, где оно индуцируется.
Важным путем усиления взаимосвязи различных отраслей науки является взаимное использование ими методов друг друга и формирование общенаучных средств познания.