Методология научного познания
Научное познание — исторически меняющаяся деятельность, которая детерминирована, с одной стороны характером исследуемых объектов, с другой социальными условиями, свойственными каждому исторически определенному этапу развития цивилизации.
Два типа познания — эмпирический и теоретический. Основными методами эмпирического исследования являются наблюдения, реальный эксперимент, описание и другое. В теоретическом исследовании применяются методы идеализации — математические модели, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Стиль мышления — представление о нормах, объяснения, описания, доказательность, организация знания. Идеалы и описания средневековья отличны от тех, которые характеризуют науку нового времени. В средневековой науке опыт не есть критерий истины. Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, полученных в различных науках, и содержит общие представления о мире.
Философские идеи и принципы обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира.
Философские обоснования науки не следует отождествлять с общим массивом философского знания. Философия базируется на всем культурном материале человека. Наука — лишь отдельная область этой культуры. Из большого поля философских проблем (что первично, что вторично), возникающих в культуре каждой исторической эпохи, наука использует в качестве обосновывающих структур лишь некоторые ее принципы.
Отношение науки и техники
Математическая модель — математическая формулировка принципа действия или работы технического устройства.
Физическая модель — дает описание принципа действия технического объекта и обобщенную схему его устройства.
Техническая модель — уменьшенный вариант реального технического объекта.
