Архив рубрики «Философия»

Творческие задачи и проблемные ситуации (Ф. Бэкон, Р. Декарт)

Можно выделить два больших класса исходных ситуаций — это Задачи и проблемные ситуации. Задачи характеризуются наличием у субъекта преобразованной исходной ситуации, необходимого и достаточного объема информации о технологии преобразования исходных параметров. Ситуации, которые характеризуются либо недостаточностью, либо недостоверностью информации о технологии преобразования исходной ситуации называется проблемной ситуацией. Если в истории попытаться найти два имени, которые противоположно подходили к решению творческой задачи, то это будут Френсис Бэкон и Рене Декарт.
Прочитать остальную часть записи »

Сущность творчества и свободы, различные виды свобод

Существует два основных понимания творчества:
1. Творчество — социально обусловленная духовно-практическая деятельность, целью которой является создание новых, социально значимых и эстетических консфукций,

2. Творчество — постепенное творение человеком самого себя, самоусовершенствование личности независимо от социальной среды.
Прочитать остальную часть записи »

Связь законов диалектики с законами развития техники

Существует три основных закона развития техники:
1. Закон прогрессивной эволюции техники: действие этого закона аналогично действию закона естественного отбора в живой природе.

2. Закон скачкообразного развития техники: этот закон отражает революционные изменения, происходящие в процессе развития техники или отдельных ее классов.
Прочитать остальную часть записи »

Льюис Мэмфорд: миф машины

Мэмфорд в молодости увлекался электроникой. Несмотря на то, что он прошел четыре курса колледжа, диплома на степень бакалавра он не защитил, стал заниматься философией как неспециалист, Мэмфорд избрал гуманитарные науки и стал непримиримым критиком техники. Основой человеческих действий Мэмфорд считал человеческий дух и человеческое вдохновение, направленное на творческую самореализацию.
Прочитать остальную часть записи »

Фридрих Дессауер — концепция техники как сопричастности божественному творению

Наиболее выдающейся фигурой по проблемам философии техники, как до второй мировой войны, так и непосредственно после нее, был Фридрих Дессауер. В своих работах «Философия техники» и «Споры вокруг техники» Дессауер к трем кантовым критикам:
научного знания;
морального поступка;
эстетического восприятия;
Прочитать остальную часть записи »

Эрнст Капп и концепция техники как проекции органов человека

В середине XIX в. обществе вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития (в инженерной среде) или к критическому отношению к ходу технического прогресса в современном обществе (в гуманитарной среде). Немецкий философ Эрнст Капп (1808-1896) представил свою точку зрения по этому вопросу, которая заключалась в том, что техника и все, что с ней связано, — это проекция естественных человеческих органов на материальный мир.
Прочитать остальную часть записи »

Техноэволюция и окружающий мир

Развитие техники не останавливалось и не шло вспять. Это развитие могло идти незаметно, когда люди постепенно накапливали опыт и знания и улучшали существующие принципы создания технических объектов, и развиваться стремительным скачком, когда на основе полученных знаний и новых технологий воплощались в жизнь новые принципы функционирования техники.
Прочитать остальную часть записи »

Значение общенаучных средств познания в сближении научных дисциплин разных типов

Одним из самых очевидных и, вместе с тем. Значимым проявлением интеграции науки выступает неуклонное возрастание сближения различных научных дисциплин. По характеру предметной области научные дисциплины делятся на:
— общественные, гуманитарные
— естественные, математические
— технические
— медицинские
Прочитать остальную часть записи »

Методология научного познания

Научное познание — исторически меняющаяся деятельность, которая детерминирована, с одной стороны характером исследуемых объектов, с другой социальными условиями, свойственными каждому исторически определенному этапу развития цивилизации.

Два типа познания — эмпирический и теоретический. Основными методами эмпирического исследования являются наблюдения, реальный эксперимент, описание и другое. В теоретическом исследовании применяются методы идеализации — математические модели, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Прочитать остальную часть записи »

Критический рационализм, принцип фальсификации

Наиболее известные фигуры критического рационализма –
Пеппер (1902-1988), Кун(1922), Лакатос (1922- 1974), Фейерабенд (1924).

Критические рационалисты считают, что научное знание является целостным по своей природе. Его нельзя разбить на отдельные высказывания или категории высказываний(логико-математические, эмпирические, метафизические).
Прочитать остальную часть записи »

Позитивизм. Общенаучные методы познания

Позитивизм
Одним из наиболее влиятельных направлений буржуазного философского мышления является позитивизм. Как самостоятельное течение позитивизм оформился в 30-е годы ХIХв. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857). Свои идеи он выразил в работе: «Курс позитивной философии». В центре внимания позитивистов неизменно находился вопрос — взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что все подлинное, положительное («позитивное») знание в действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их «синтетического» объединения и что философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.
Прочитать остальную часть записи »

Неокантианство (Марбургская школа)

Главным объектом критики неокантианства стало учение И. Канта об объективно существующей, но непознавемой «вещи в себе». Неокантианство трактовало «вещь в себе» как «нредельное понятие опыта»; по мысли представителей данного направления, предмет познания конструируется нашими представлениями, а не наоборот.
Прочитать остальную часть записи »

Понятие парадигмы и принцип пролиферации

1. Понятие парадигмы
Понятие парадигмы (в современной интерпретации) было введено в научный оборот Томасом Куном в его труде «Структура научных революций». Кунн исходит из представления о науке как о социальном институте, в котором действуют определенные социальные группы и организации. Главным объединяющим началом сообщества ученых является не нормы профессиональной этики, а единый стиль мышления, т.е. признание данным сообществом ученых определенных фундаментальных Теорий и методов исследований. Эти положения называются парадигмой. Каждая теория создается в рамках той или иной парадигмы. Теории, существующие в рамках различных парадигм несопоставимы. Одна и та же теория не может входить в разные парадигмы без предварительного ее серьезного переосмысливания. При смене парадигм невозможно осуществить преемственность теорий, т.е. перенести какие-то теории из старых парадигм в новые.
Прочитать остальную часть записи »




Статистика