Фридрих Дессауер — концепция техники как сопричастности божественному творению


Наиболее выдающейся фигурой по проблемам философии техники, как до второй мировой войны, так и непосредственно после нее, был Фридрих Дессауер. В своих работах «Философия техники» и «Споры вокруг техники» Дессауер к трем кантовым критикам:
научного знания;
морального поступка;
эстетического восприятия;

Дессауер добавляет четвертую — критику технической деятельности.
Кант в «Критике чистого разума» доказывает, что научное знание ограничено миром явлений (феноменами). Научное знание никогда не может вступить в непосредственную связь с «вещами самими по себе» (ноуменами). Нравственный и эстетический опыт не способен установить позитивный контакт с трансцендентной реальностью.
Дессауер, в противоположность Канту, утверждает, что делание, особенно в виде технических изобретений, может как раз установить позитивный контакт с «вещами самими по себе».

По мнению Дессауера, сущность техники не проявляется ни в промышленном производстве, ни в самих продуктах техники. Сущность техники проявляется в самом акте технического творчества.

Анализ акта технического творчества показывает, что оно реализуется в полном соответствии с естественными законами и как бы по «подстрекательству» человеческих целей. Однако эти природные законы и цели, будучи необходимыми, не являются одновременно достаточными условиями изобретения. Помимо их существует и нечто другое, называемое Дессауером внутренней обработкой (innere Bearbeitung), которая приводит сознание изобретателя к контакту с «четвертым царством» — сферой, в которой пребывают «пред — данные решения технических проблем». Эта внутренняя обработка делает возможным технические изобретения и реализует контакт с трансцендентными «вещами самими по себе». Изобретение не есть нечто выдуманное, продукт человеческого воображения без реальной силы. Оно появляется лишь после и в результате встречи в сознании со сферой пред — данных решений технических проблем.

То обстоятельство, что эта внутренняя обработка и реализует контакт с трансцендентными «вещами самими по себе» технических объектов, подтверждается следующими двумя фактами:
1. изобретение в качестве артефакта не есть нечто такое, что можно обнаружить в мире явлений;
2. лишь, когда оно появляется в качестве феноменальной реальности как данное изобретение посредством творчества изобретателя и через него, только тогда оно вступает в действие, «работает».

В концепции Канта переход через границы опытного знания (трансценденция) существует только в сфере морального и эстетического опыта. Дессауер, в отличие от Канта, видит переход границы опыта именно в той практической сфере, которую Кант полностью игнорировал, а именно в сфере современной техники. В соответствии с таким метафизическим анализом, Дессауер формулирует определенную теории) моральной значимости техники.

Большинство концепций техники ограничиваются рассмотрением практических выгод и польз. Создание техники, для Дессауера, носит характер категорического императива или божественной заповеди. Технике свойственны автономные, преобразующие мир последствия. Это, по Дессауеру, свидетельствует, о том, что техника является трансцендентной моральной ценностью. По его определению, в действительности техника и есть участие в творении…, величайшее земное переживание смертных».
Люди создают технику, однако ее могущество переходит грань всякого ожидания. Техника приводит в действие нечто большее, чем эти могущественные силы.


Комментарии запрещены.




Статистика