Эрнст Капп и концепция техники как проекции органов человека
В середине XIX в. обществе вырастает потребность философского осознания феномена техники. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития (в инженерной среде) или к критическому отношению к ходу технического прогресса в современном обществе (в гуманитарной среде). Немецкий философ Эрнст Капп (1808-1896) представил свою точку зрения по этому вопросу, которая заключалась в том, что техника и все, что с ней связано, — это проекция естественных человеческих органов на материальный мир.
Возникающие между орудиями и органами человека внутренние соотношения заключаются в том, что в орудии человек систематически воспроизводит самого себя, и раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа. Из сказанного следует, что множество духовных творений тесно связано с функционированием руки, кисти, зубов человека.
Изогнутый палец — прообраз крючка, горсть руки — чашки. В мече, копье, весле, лопате нетрудно разглядеть различные положения и позиции руки, кисти, пальцев, приспособление которых к рыбной ловле, охоте, садоводству и использованию полевых орудий достаточно очевидно. Таким образом, техника является не просто посредником между человеком и природой, но и своего рода средством человеческого самопознания. Конструируя инструменты и машины, мы словно пытаемся глубже и точнее понять устройство наших собственных органов. Относительно телеграфа Капп писал, что в его наиболее совершенных формах он приведет к созданию универсальной телеграфии, связывающей языки различных народов мира, знаковые системы, изобретения, что в свою очередь приведет к глобальному преобразованию земли и превращению ее в достойную человека среду обитания. Это, однако, возможно лишь в том случае, если внешняя колонизация природной среды будет сопровождаться и пополняться внутренней колонизацией человеческой среды.
Поскольку мир, в котором жил Капп (середина 19 века) был уже внешне колонизован, естественно он сосредотачивает свои усилия на доказательство необходимости внутренней колонизации в виде осуществления определенной политики.
История в интерпретации Каппа не является ареной необходимого и неизбежного развертывания абсолютной идеи, но скорее специфической в каждом случае фиксацией человеческих попыток встречать вызовы окружающей среды, попыток преодолеть зависимость от дикой природы — это порождает потребность культивирования пространства с помощью земледелия, архитектуры, строительной техники и времени, например, посредством систем коммуникаций, начиная с систем языка и заканчивая телеграфом. В своей работе «Основы философии техники» (1877 г.) дал систематическую и детальную разработку концепции техники как проекции органов человека.
Различные орудия труда — это руки и ноги человека. Железные дороги как воплощение кровообращения. Телеграф — внешняя форма и продолжение нервной системы.
Подвести итог всему вышесказанному можно словами религиозного мыслителя и ученого-энциклопедиста Павла Александровича Флоренского, который так трактовал идею немецкого философа: «Линия техники и линия жизни идут параллельно друг к другу».