Льюис Мэмфорд: миф машины


Мэмфорд в молодости увлекался электроникой. Несмотря на то, что он прошел четыре курса колледжа, диплома на степень бакалавра он не защитил, стал заниматься философией как неспециалист, Мэмфорд избрал гуманитарные науки и стал непримиримым критиком техники. Основой человеческих действий Мэмфорд считал человеческий дух и человеческое вдохновение, направленное на творческую самореализацию.

В 1930 году Мэмфорд опубликовал небольшую статью, в которой доказывал, что машину следует рассматривать в аспекте «ее психологического, как и практического, происхождения» и оценивать в эстетических терминах в такой же мере, как и в технических. В книге «Техника и цивилизация», 1934 Мэмфорд впервые дает развернутый анализ широкого круга проблем «механической цивилизации». Сначала он описывает психологические и культурные истоки техники и лишь затем — материальные и практические причины техники. В заключительной трети своей книги автор предпринимает попытку дать аналитическую оценку современным социальным и культурным реакциям на технику. Мэмфорд говорит в своих выводах:
«Мы увидели, что машины возникают как своеобразное отрицание органической и живой природы, и мы постоянно подчеркивали факты реакции органического и живого на машины».

Большинство работ, написанных Мэмфордом после этой основной для него книги, было раскрытием высказанных в ней идей и положений, В написанном им труде «Миф о машине» Мэмфорд доказывает, что, хотя человек действительно тесно связан с земной, практической деятельностью, его необходимо рассматривать как homo sapiens (соответственно: человек-мастер и человек знающий, понимающий, «разумный»). Человек — не «делающее», а «мыслящее» существо, потому его отличает не делание, а мышление, не орудие, а дух, являющийся основой самой «человечности» человека. Как неоднократно указывает Мэмфорд, и не в одной этой работе сущность человека — не делание, не материальная созидательность, а открытие и интерпретация, Он пишет:
«Если бы внезапно исчезли все технические изобретения последних пяти тысячелетий, это было бы катастрофической потерей для жизни. И все же человек остался бы человеческим существом. Но если бы у человека была отнята способность интерпретации, то все, что мы имеем на белом свете, угасло бы и исчезло быстрее, и человек очутился бы в более беспомощном и диком состоянии, чем любое другое животное: он был бы близок к параличу».

Рассматривая то, что Мэмфорд называет «техническо-материалистической картиной человечества», он утверждает, что техника не была главной движущей силой развития человечества. Все технические достижения человека «меньше всего имеют своей целью увеличение количества продуктов питания или контроль над природой; они скорее направлены на использование неизмеримых внутренних органических ресурсов человека, на более адекватную реализацию его внеорганических потребностей и стремлений». Для Мэмфорда человек есть «прежде всего, само себя созидающее, само себя преодолевающее, само себя проектирующее животное существо».

Важной чертой творчества Мэмфорда, является то, что его негативная критика техники сопровождается и дополняется позитивными исследованиями искусства и городской жизни. Мэмфорд, разумеется, не является сторонником простого отвержения техники. Он считает, что технику следует поощрять лишь в том случае, если она способствует усилению того аспекта человеческого бытия, который Мэмфорд называет «личным», но не ограничивает и не сужает человеческую жизнь рамками власти и силы.


Комментарии запрещены.




Статистика