Комплекс мер для создания машин и конструкций, которые обладают высокой надежностью
Современный уровень технического прогресса позволяет создавать машины и конструкции, которые обладают высокой надежностью. Основой для этого служит комплекс мер, применяемых на стадиях:
• проектирования;
• изготовления и монтажа;
• эксплуатации.
На стадии проектирования – это выбор рациональных конструктивных схем и материалов, надлежащий расчет с учетом всех воздействий, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации.
На стадиях изготовления и монтажа – это тщательный контроль материалов и комплектующих изделий, высокий уровень организации и контроля технологических процессов, промежуточные контрольные испытания отдельных элементов, узлов и агрегатов, отработанная система приемо-сдаточных мероприятий.
В процессе эксплуатации снизить до минимума вероятность возникновения отказов позволяет устранение скрытых дефектов на стадии обкатки и приработки, система технического обслуживания, включающая комплекс диагностических и планово-профилактических мероприятий.
Таким образом, наиболее актуальной становится проблема прогнозирования и обеспечения технического ресурса машин и конструкций.
Решение этой проблемы предусматривает:
• установление качественных и количественных закономерностей, определяющих ресурс;
• разработку методов оценки влияния различных факторов на средний ресурс и разброс ресурса, а также на остаточный ресурс эксплуатируемого объекта.
Решение проблемы открывает пути для научно обоснованного назначения ресурса, анализа и синтеза машин с учетом факторов надежности, для выбора конструктивных и технологических решений, обеспечивающих назначенные показатели долговечности.
Практическое значение проблемы весьма велико. Хотя при современных темпах научно-технического прогресса моральное старение машин происходит быстрее, чем раньше, во многих отраслях фактический ресурс пока не достигает оптимальных с экономической точки зрения значений.
Увеличение ресурса машин приведет к существенной экономии материалов, энергетических и трудовых затрат, которые в настоящее время идут на пополнение парка машин и на их ремонт.
Особый интерес представляет проблема прогнозирования индивидуального ресурса машин и конструкций по результатам наблюдений за их состоянием в процессе эксплуатации. Это особенно важно для объектов энергетической отрасли.