Экологическая наука
Развитие городской среды внесло существенные изменения в жизнь человека. Это касается не только загрязненных воздуха и воды, повышения уровня радиации в городах. Резко изменилась и видимая человеком окружающая среда: цветовая гамма, структура пространства. Господствуют темно-серые тона, огромное количество больших плоскостей. В архитектуре зданий преобладают в основном прямые линии и углы. Эта визуальная среда отрицательно отражается на зрении и нервной системе человека.
К естественной природной среде, окружающей человека, глаза приспосабливались в течение миллионов лет. А в обстановке большого города человек оказался сравнительно недавно. За это время основные механизмы зрительного восприятия не смогли приспособиться к измененной среде.
Поэтому постоянно находящееся в поле зрения человека пространство отрицательно воздействует на состояние его здоровья.
В 1989 году появилось новое научное направление, которое изучает взаимодействие человека с видимой средой. Основоположник его — доктор биологических наук В.А. Филин — назвал это направление видеоэкологией.
Вопросы, которые охватывает видеоэкология, очень близко подходят к древнему искусству фэн-шуй. Обе науки стараются создать среду, в которой человеку будет комфортно существовать. Разница состоит в том, что видеоэкология призвана изменить внешнюю городскую среду (постройки), а фэн-шуй занимается еще и внутренним интерьером. Но если серьезно задуматься, то видеоэкология способна изменить в положительную сторону внутренний интерьер помещения.
В самом деле, все, о чем мы говорили в отношении видимой городской среды, вполне применимо и к внутреннему пространству жилого помещения. Давайте посмотрим, что мы наблюдаем, глядя на предметы мебели в смысле визуального восприятия: те же самые прямые линии и углы и почти зеркальные плоскости шкафов, столов, стенок и других мебельных конструкций. С точки зрения видеоэкологии получается тот же эффект, что и в пространстве городской среды. Глазу невозможно «зацепиться» на элементах мебели.
Давайте вспомним, как выглядели предметы мебели в конце XIX — начале XX века, и мы установим ту Же аналогию с городской средой. Стенки обязательно были украшены барельефным орнаментом, то же Можно сказать и о письменных столах, полках, этажерках, даже сундуках — все они изобиловали множеством элементов, изготовленных из разных материалов. Поверхность письменных столов обязательно была обтянута зеленым сукном. Металлические ручки ящиков были выточены из латуни. Кронштейны полок и этажерок представляли собой резные деревянные элементы, на которые приятно было смотреть. Предметы, установленные на письменном столе — чернильницы, пресс-папье, подставки для бумаг и карандашей, — производили впечатление предметов изящного искусства. То же можно было сказать и о кроватях, обеденных столах, креслах, стульях. Такими же были и настенные предметы: портреты в изящных рамах, часы с кукушкой и т. д.
Вот какой богатый интерьер присутствовал во «внутренних покоях» любого провинциального города. Чем не прекрасный фэн-шуй рассмотренного пространства!
Но куда же все это исчезло?
Известно, что архитектура городской среды (а также и интерьер жилых помещений) отражает нравственные ценности, которые главенствуют в конкретный исторический период. Вследствие непримиримой борьбы в советский период с «архитектурными излишествами» в застройке городов стали преобладать строгие геометрические формы, однородные элементы, одинаковая темно-серая окраска.