Культурологические размышления или введение в культорологию

Культурологические размышления — нерв современной гуманитарной рефлексии. Вопросы о смысле культуры, ее природе, способах и формах ее существования, закономерностях развития, о ее судьбе вошли в число самых важных вопросов XX столетия, приобрели метафизическую глубину и экзистенциальное звучание. Культура, утверждающая смысл человеческой жизни в его соотнесенности со смыслом мира, предстала тайной, разгадать которую до конца невозможно, но разгадывать которую человек обречен, если хочет постичь смысл своего существования.

Проблема культуры, таким образом, осмыслена XX веком как основополагающая проблема человеческого бытия Естественно, что вне культурологического рассмотрения разговор о человеке, истории, обществе сегодня едва ли возможен, точнее, едва ли окажется продуктивным.

Цивилизационные сдвиги последнего столетия не только резко изменили роль культуры в жизни социума, но и предопределили смену парадигмальных оснований в гуманитарных исследованиях Проблемы культуры, вчера еще представлявшиеся факультативными, сегодня осознаются как фундаментальные. Сравнительно новая гуманитарная дисциплина, культурология постепенно становится генерализирующей наукой, способной концептуально и целостно осмыслить социальную действительность. Высокая общественная оценка эвристического потенциала культурологического знания определяет то место, которое занимает культурология в системе университетских учебных дисциплин, и те постоянно растущие требования, которые предъявляются к учебным пособиям по курсу культурологии.

Современная наука накопила известную сумму идей, представлений и концепций, позволяющую исследовать феномен культуры с различных, подчас диаметрально противоположных познавательных и мировоззренческих позиций. Учитывая это обстоятельство и стремясь воссоздать противоречивое многоголосие современной культурологии, в дальнейших постах анализируется различные научные установки и стратегии — неокантианство и «философию жизни», семиотику и психоанализ, религиозный экзистенциализм и «аналитическую психологию». Анализу и критической интерпретации подвергнуться как известные, краеугольные для современной культурологии теории О. Шпенглера и К. Ясперса, 3. Фрейда и К Г Юнга, Н Я. Данилевского и А.Дж. Тойнби, X. Ортеги и Гассета и П. Сорокина, так и сравнительно малоизученные концепции Н.С Трубецкого, К.Н. Леонтьева, В. Шубарта, Г. Маклюэна, предлагающие свое, весьма оригинальное истолкование сущности тех процессов и тенденций, которые формируют универсум мировой культуры.


Комментарии запрещены.





Статистика

Рейтинг@Mail.ru