Герой – как сверхчеловек в древнегреческой религии.

Во-первых, надо определить, кем является сверхчеловек в древнегреческой религии. Является ли Герой сверхчеловеком и как им стать.

Важным пунктом объяснения сверхчеловеческого в древнегреческой религии является представления о смерти, её неизбежности и посмертном существовании. Посмертное существование человека в представлениях древних греков было не слишком радостным, так на слова Одиссея о царстве над мёртвыми, Аякс говорит, что предпочёл бы быть батраком и вечно работать, чем быть в этом месте («Одиссея» XI, 485). Попытка уклониться от предначертанного, или каким-то образом добыть награду в виде бессмертия, по моему мнению, является искомой областью сверхчеловеческого. Я попытаюсь, на нескольких примерах определить и описать сферу гиперантропологии в древнегреческой религии.

Основные причины становления Героя:

Один из родителей божество, которое своими действиями дарует или способствует достижению бессмертия для своего чада.
Важные события при рождении – первые схватки со смертью, победа Геракла над змеёй, посланной Герой. Или обряды закаливания, выполняемые при помощи божества, эпизод закаливания Ахилла Фетидой, Демофонта Деметрой, и характерные для этих событий эпизоды вмешательства смертных родителей и как следствие срыв обряда и не достижение бессмертия. И в противоположность этому закаливание Геракла молоком Геры и успешное завершение этого обряда.

Жизнь Героя.
Продолжающиеся схватки со смертью — выполнение подвигов как важный этап достижения бессмертия. Тут так же характерен пример подвигов Геракла. Первые подвиги борьба с различными чудовищами, с которыми не могут справиться обычные люди, и получение важных наград – шкура немейского льва, делающая неуязвимыми прикрытые ею части тела и яд лирнейской гидры делающий смертоносными ранения, полученные от стрел в нём смоченных, что в дальнейшем будет герою помогать. Так герой в своих подвигах демонстрирует не только величайшую силу, но и сообразительность, очищая Авгиевы конюшни. Важнейшими, на мой взгляд, являются два последних подвига, победа над цербером и золотые яблоки Гесперид.

Для того чтобы привести цербера, герою необходимо было спуститься в царство мёртвых, куда живым входа нет, и успех в выполнении этого подвига. Геракл, продемонстрировав свою величайшую силу, победил цербера, так же проявив величайшую силу, но только в игре на лире Орфей получает возможность без наказания побывать в царстве мёртвых — достижение абсолютных успехов в своём деле, тоже одна из характеристик Героя.

Яблоки Гесперид даровали бессмертие имеющему их, в ходе выполнения этого подвига Геракл демонстрирует хитрость – ещё одна из важных характеристик Героя. Тут можно выделить один момент, это то, что Геракл выполнил все поручения, и должен был получить за это бессмертие, которое также даровали яблоки, но Герой этим не воспользовался. Возможно, за этим могло последовать наказание аналогичное наказаниям Сизифа. Тут можно выделить некую противоположность действий. Геракл следует воле богам в точности и неотступно, за что получает бессмертие как награду, тогда как Сизиф наоборот, пытаясь противостоять богам, и их воле, получает вечное наказание. Из этого можно предположить что деятельность, совершаемая Героем, есть акт выполнения божественной воли, от которой невозможно отказаться или уклониться, как невозможно противостоять богам, Сизиф получает наказание так же, как наказан бессмертный Прометей. Он не попадает в царство мёртвых, это нечто иное, здесь я думаю можно говорить о вечных муках в противоположность бессмертию.

Так же необходимо упомянуть о Гере, той кто всячески пытается помешать Гераклу достичь бессмертия, с самого рождения. Можно предположить, что она даровав непобедимость одновременно является неким экзаменатором проверяющим Героя, посылая различные препятствия она тем самым даёт возможность выйти на новый уровень существования, если Герой сумеет эти препятствия преодолеть.

Образ Геракла тем самым является неким собирательным для всех Героев, выполняя предначертанное с самого зачатия он достигает того чего никто до него и после не добивается.
Из мифов о Геракле можно выделить чёткую структуру становления сверхчеловека, структуру достижения бессмертия. Я думаю тут уместно говорить о бессмертии как уподоблении богу. Божественное существование, как воплощение идеального существования, переносится на человеческий смертный уровень.
Некое воплощение идеального существования смертного человека, исполненное Гераклом, достигшим совершенства (силы, ума, хитрости) через все свои испытания и получившего за это бессмертие и есть тот искомый образ сверхчеловека.


Комментарии запрещены.





Статистика

Рейтинг@Mail.ru