Экологическая наука

Развитие городской среды внесло существенные изменения в жизнь человека. Это касается не только загрязненных воздуха и воды, повышения уровня ра­диации в городах. Резко изменилась и видимая чело­веком окружающая среда: цветовая гамма, структу­ра пространства. Господствуют темно-серые тона, ог­ромное количество больших плоскостей. В архитек­туре зданий преобладают в основном прямые линии и углы. Эта визуальная среда отрицательно отражает­ся на зрении и нервной системе человека.

К естественной природной среде, окружающей че­ловека, глаза приспосабливались в течение милли­онов лет. А в обстановке большого города человек ока­зался сравнительно недавно. За это время основные механизмы зрительного восприятия не смогли при­способиться к измененной среде.

Поэтому постоянно находящееся в поле зрения че­ловека пространство отрицательно воздействует на состояние его здоровья.

В 1989 году появилось новое научное направление, которое изучает взаимодействие человека с видимой средой. Основоположник его — доктор биологических наук В.А. Филин — назвал это направление видеоэко­логией.

Вопросы, которые охватывает видеоэкология, очень близко подходят к древнему искусству фэн-шуй. Обе науки стараются создать среду, в которой челове­ку будет комфортно существовать. Разница состоит в том, что видеоэкология призвана изменить внешнюю городскую среду (постройки), а фэн-шуй занимается еще и внутренним интерьером. Но если серьезно заду­маться, то видеоэкология способна изменить в поло­жительную сторону внутренний интерьер помещения.

В самом деле, все, о чем мы говорили в отношении видимой городской среды, вполне применимо и к внут­реннему пространству жилого помещения. Давайте посмотрим, что мы наблюдаем, глядя на предметы мебели в смысле визуального восприятия: те же са­мые прямые линии и углы и почти зеркальные плос­кости шкафов, столов, стенок и других мебельных конструкций. С точки зрения видеоэкологии получа­ется тот же эффект, что и в пространстве городской среды. Глазу невозможно «зацепиться» на элементах мебели.

Давайте вспомним, как выглядели предметы мебе­ли в конце XIX — начале XX века, и мы установим ту Же аналогию с городской средой. Стенки обязательно были украшены барельефным орнаментом, то же Можно сказать и о письменных столах, полках, эта­жерках, даже сундуках — все они изобиловали мно­жеством элементов, изготовленных из разных мате­риалов. Поверхность письменных столов обязатель­но была обтянута зеленым сукном. Металлические ручки ящиков были выточены из латуни. Кронштей­ны полок и этажерок представляли собой резные деревянные элементы, на которые приятно было смот­реть. Предметы, установленные на письменном сто­ле — чернильницы, пресс-папье, подставки для бумаг и карандашей, — производили впечатление предме­тов изящного искусства. То же можно было сказать и о кроватях, обеденных столах, креслах, стульях. Та­кими же были и настенные предметы: портреты в изящных рамах, часы с кукушкой и т. д.

Вот какой богатый интерьер присутствовал во «внутренних покоях» любого провинциального горо­да. Чем не прекрасный фэн-шуй рассмотренного про­странства!

Но куда же все это исчезло?
Известно, что архитектура городской среды (а так­же и интерьер жилых помещений) отражает нрав­ственные ценности, которые главенствуют в конкрет­ный исторический период. Вследствие непримиримой борьбы в советский период с «архитектурными изли­шествами» в застройке городов стали преобладать строгие геометрические формы, однородные элемен­ты, одинаковая темно-серая окраска.


Оставить комментарий





Статистика

Рейтинг@Mail.ru