Мировоззрение, его исторические типы


Перед человечеством в разные исторические эпохи вставали вопросы, связанные с его существованием, с решением повседневных практических задач, жизненно-важных для людей. Однако, со временем человек задавал себе и другие, более глубокие и общие вопросы: что из себя представляет окружающий мир? Откуда он взялся? Какое место в этом мире занимает человек? В чём смысл человеческой жизни, её цель и ценность? Царит ли в мире хаос или в нём всё подчинено каким-либо законам?

Размышляя над этими вопросами, наблюдая за природой, человечество стремилось найти объяснение всему происходящему, выработать целую систему взглядов на мир и определённое отношение к нему. Такие обобщённые знания о мире и называются мировоззрением.

Таким образом, мировоззрение – это система обобщённых взглядов на мир, на место в нём человека, его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации.

Основу мировоззрения составляют взгляды, которые выражены в понятиях и представлениях. Взгляды – это не все знания человека, а наиболее общие положения и принципы, составляющие определённую систему знаний. Взгляды становятся основой мировоззрения тогда, как они превращаются в убеждения, т.е. человек твёрдо уверен в истинности этих знаний, готов действовать в соответствии с ними. Мировоззрение содержит также определённую оценку происходящего в мире, отношение человека к окружающим явлениям, выражающее жизненную позицию человека.

Таким образом, можно отметить, что в мировоззрении сочетаются разум, чувства, воля, убеждения, настроения и переживания человека. Они выражают две стороны мировоззрения: эмоционально-психологическую и интеллектуально-познавательно-теоретическую сторону. В той или иной степени они присущи любому мировоззрению. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения отражают мироощущение и мировосприятие. Настроения, чувства, переживания человека (т.е. мироощущение) оказывают существенное влияние на мировоззренческие позиции человека. Наглядно – чувственные представления позволяют сформировать человеку определённое видение мира, своеобразный чувственно-познавательный образ мира, т.е. то, что является частью мировоззрения и называется мировосприятием.

Познавательно-теоретическая, интеллектуальная сторона мировоззрения называется миропониманием.

В мировоззрении можно выделить два уровня: обыденное сознание и теоретическое. На уровне обыденного сознания; жизне-практического мировоззрения, — знания приобретаются человеком в процессе жизнедеятельности, общения с другими людьми, в опыте, т.е. в самой жизни. Они во многом зависят от уровня интеллектуального, нравственного и духовного развития человека, от характера его образования, от национальных, религиозных и других традиций, которым человек следует. Взгляды, формирующиеся на уровне обыденного, жизненно-практического мировоззрения, как правило, ограниченны, неоднородны. Они содержат в себе опыт многих поколений людей, навыки, веру, традиции, а также заблуждения, предрассудки и ошибки. Часто при столкновениях с какими-то неизвестными явлениями и фактами недостаточно обыденных знаний для разрешения этих проблем. Тогда необходимо обратиться к теоретическому знанию, специфика которого состоит в том, что на теоретическом уровне миропонимания знание системно, обосновано, логически последовательно; оно отражает общее и всеобщее в мире и человеческой жизни, а также во взаимодействии между ними.

Следует различать мировоззрение индивидуума, т.е. единичного человека, и мировоззрение социальных групп, классов, всего общества. Мировоззрение людей неодинаково, и это зависит от многих объективных и субъективных условий формирования личности (условия жизни, особенности воспитания, национальная и религиозная принадлежность, особенности эмоционально-психологического склада человека и некоторых других). Мировоззрение людей, принадлежащих к одной социальной группе, несмотря на индивидуальные особенности, имеют всё ряд общих черт, отличающих их от представителей других социальных слоёв.

Вместе с тем, в обществе формируются общечеловеческие ценности, единые для всех людей идеалы добра, справедливости, красоты, гуманизма.

В качестве основных выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологический тип мировоззрения – исторически первый тип, — сформировался на ранних стадиях развития человечества. Это была первая попытка человечества объяснить происхождение и устройство того мира, вв котором человек живёт, появление различных видов растений и животных, своё собственное происхождение и сущность, место человека в мире. Мифология (с греческого "Мифос" – повествование, сказание) – это система взглядов на мир и человека в нём, искажённо, в фантастической, чувственно-наглядной форме отражающих действительность. Однако, для древнего человека мифология не была сказкой. Люди не проводили чёткой грани между собой и окружающим миром. Они не отделяли себя от природного мира, считали себя его частью. Эта нераздельность человека с природой выразилась в мифах. Фантазии первобытных людей породили богов, духов, героев. Все они наделены человеческими чертами и совершают человеческие поступки. На окружающую природу человек переносил свои черты, связи и отношения. Так появились такие разновидности мифологического знания, как фетишизм, тотемизм, анимизм и другие.

Мифология была тесно связана с обрядами и обычаями народов, содержала представления о мире, нравственные нормы, традиции и ритуалы, зачатки знаний и религиозных верований, сочетала в себе выдумки и реальность. И хотя мифология складывалась у каждого народа своя, были общие черты, характерные для взглядов разных народов (в частности, темы мифов).

Мифология оказала большое влияние на духовную культуру человечества в целом и разных народов в частности.
Элементы мифологического мировоззрения со временем были объединены в систему единым сюжетом. Появились народные сказания – эпосы, легенды, сказки, например, греческая "Илиада", карело-финский эпос "Калевала", индийская "Махабхарата", японская летопись "Кодзики" и другие.
Второй исторический тип мировоззрения – религия. Она родственна в некоторых моментах с мифологией. Религия как форма духовной деятельности, сформировалась на сравнительно высокой стадии развития человечества. Религия (от латинского "религио" – почитание богов) так же, как и мифология, является фантастическим отражением окружающего мира. Главное отличие религиозного мировоззрения от мифологического – это вера в сверхъестественные силы, раздвоение земного мира на мир потусторонний "неземной", сверхчувственный, и на мир земной, посюсторонний, естественный, чувственно-постигаемый. В мифологии все жили в одном мире, боги общались с людьми, люди были не выделены из природы.

Религиозная вера в сверхъестественные силы выражалась в поклонении этим силам. Позднее, по мере формирования монархической формы власти, среди богов выделяют тоже одного — верховного, главного. Такие религии назывались политеистичными. Ещё позже формируется образ единого бога – творца и властителя Вселенной. Возникают монотеистичные религии – христианство, ислам, буддизм. Религиозное мировоззрение, также как и мифология, фантастически, иллюзорно, искажённо отражает мир, основываясь при этом на вере в сверхъестественное. Как мировоззрение, религия компенсирует бессилие людей перед природными и общественными явлениями, утешает их ложными надеждами, предлагает определённую систему нравственно-духовных ценностей.

Качественно новым типом мировоззрения стала философия.


Комментарии запрещены.




Статистика