Вечный двигатель — маятник


Леонардо да Винчи, понимая невозможность построения вечного двигателя, писал: «О, искатели вечного движения, сколько пустых проектов создали вы в подобных поисках! Прочь идите с искателями золота».

В течение ряда столетий изобретатели всех стран пытались создать вечный двигатель, хотя в действительности эти сооружения никогда не работали. Некоторые из подобных изобретений содержали весьма остроумные идеи из области механики, а нескончаемые прения вокруг возможности их осуществления подавали повод для плодотворных дискуссий между изобретателями, их сторонниками и критиками.

Каждый ученый знает, что невозможно построить машину, которая сама бы приводила себя в движение неограниченно долгое время. Основное препятствие на пути создания такой машины заключается, естественно, в том, что всякое движение в окружающем нас мире сопряжено с трением одного материала о другой. В месте соприкосновения деталей машины возникают противоположные их движению силы, так называемые силы трения, которые стремятся остановить машину. Рассмотрим простейший механизм — маховик на валу. Если привести во вращение очень большой и тяжелый маховик с подшипниками исключительно высокого качества, то он будет вращаться очень долго. Однако трение вала в подшипниках постепенно замедляет вращение маховика, и, в конце концов, он останавливается.

Рассмотрим другой «вечный двигатель» — маятник. Трение шарика и его нити подвеса о воздух можно устранить, установив маятник I в вакууме, то есть поместив его в сосуд, из которого выкачан воздух. Но трение останется внутри нити, вблизи точки подвеса маятника, где одно волокно изгибающейся нити трется о другое. Если подвесить маятник на нити из кварца (плавленый кварц один из наиболее подходящих для этой цели материалов; внутреннее трение в нем минимально), то маятник качался бы очень долго, однако все же не вечно.


Комментарии запрещены.




Статистика