Борное регулирование


Переход с одной мощности на другую, пуск и останов реактора, аварийные ситуации, характеризуются быстрым изменением реактивности. В этом случае, для управления реактором используется ПС СУЗ. В процессах выгорания топлива, отравления реактора ксеноном и самарием, расхолаживание и нагревание АЗ, реактивность меняется слабо. Для компенсации негативных влияний этих процессов используется борное регулирование (в ВВЭР на тепловых нейтронах). Концентрация борной кислоты к концу компании реактора должно быть близко к нулю, иначе топливо будет использоваться неэффективно.



Преимущества:
• Позволяет снизить неравномерность энерговыделения по объему;
• Позволяет поднять мощность реактора;
• Позволяет увеличить глубину выгорания топлива.

Недостатки:
• Увеличение вредных потерь, а именно снижение θ за счет ;поглощений тепловых нейтронов бором.
• Появление возможности, с ростом температуры, изменение знака температурного коэффициента реактивности, т.е. реактор, при определенной концентрации борной кислоты в теплоносителе может стать неустойчивым в управлении.

В теплоноситель добавляют H3BO3 — ее коррозионные свойства низкие, а наличие бора позволяет снижать величину нейтронного потока в АЗ. Наиболее оптимальным является содержание 1,3..1,5 г/кг В, или 7,3..8,5 г/кг H3BO3.



Существует определенный предел по величине обогащения топлива, при котором избыточная реактивность может быть скомпенсирована при помощи борного регулирования. Таким пределом является степень обогащения 4%. Если степень обогащения больше 4%, то одновременно используется борное регулирование, выгорающие поглотители и ПС СУЗ.


Комментарии запрещены.




Статистика